Сублимационная печать: технология, плюсы и минусы
Как часто в быту Вы встречаете чашки, футболки, аксессуары с напечатанным принтом или фото? Услуги печати пользуются спросом у молодежи. Оригинальный подарок для друга – футболка с остроумной надписью. В день всех влюбленных подушки с совместным фото – один из самых популярных подарков 2023 года. Эффект перевода изображения на поверхность текстиля, керамики, пластмассы, металла происходит за счет процесса термической возгонки красок и в производстве называется сублимационная печать.
Термический возгон чернил – процесс, происходящий под действием высоких температур, при котором специализированные краски переходят в газообразное состояние, взаимодействуя с частицами контактной поверхности. Частицы чернил спекаются с поверхностью материала.
Сублимационная печать на одежде – это долговременное качественное изображение, которое под влиянием внешних факторов, механического воздействия, стирок не потеряет свой внешний вид. Печать с помощью данной методики можно не только на текстиле, сублимации подвергаются почти любой материал природного и синтетического происхождения (керамика, металл, древесина, натуральная кожа, пластмасс). Однако, самый первый опыт нанесения изображения под высокими температурами был именно с текстилем. Синтетическая ткань при нагревании образует на своей поверхности мини поры, куда с легкостью попадают чернила. С натуральной тканью так не получалось, поэтому ее необходимо предварительно обрабатывать жидкой подложкой. Но лучше при сублимационной печати на футболках использовать материал, который хотя бы наполовину будет содержать синтетические волокна. Некоторые недобросовестные специалисты пренебрегают этим нюансом, и рисунок уходит с натуральной ткани почти после второй стирки.
Классификация сублимационной печати
В зависимости от технологических особенностей печать на одежде методом сублимации разделяют на два вида:
- Прямая (чернила нагреваются и смешиваются перед нанесением на готовое изделие внутри принтера).
- Непрямая (по-другому еще называется термотрансфер. Он делится на два этапа. Первый этап – печать зеркального изображения рисунка на специализированной бумаге, стойкой к высоким температурам. Второй этап – транспортировка изображения с бумаги на поверхность изделия с помощью термопресса).
В свою очередь прямая сублимационная печать разделяется на сухую и мокрую печать. Во время мокрой печати на поверхность изделия наносится специальная основа (грунтовка). И уже поверх основы принтер переводит изображение. Данная методика используется в производстве при больших тиражах. Во время сухой печати принтер без предварительной подготовки текстиля сразу наносит изображение на поверхность изделия. При сублимационной печати на трикотаже чаще всего используют последний метод. При индивидуальных единичных заказах, например собственных фотографий на чашках, выгоднее использовать непрямую печать.
Технологическое оборудование для сублимационной печати
Чтобы перенести фото на футболку любым из вышеперечисленных методов не подойдет ни обычная канцелярская бумага, ни обычный принтер, который стоит в офисе. Нужно специализированное оборудование. В крупных типографиях чаще всего можно увидеть такие популярные марки принтеров, как Canon, HP, Epson. В зависимости от спектра услуг подбирается формат техники. Для печати на чашках подойдет формат А4, для сублимационной печати на футболках, одежде необходим формат А3. Если компания предоставляет услуги по печати на рекламных холстах крупного размера, необходим формат А2. Принтера удобнее использовать с системой СНПЧ. Картриджи быстро выходят из строя, поэтому в производстве уступили струйным технологиям. Сублимационная печать возможна с четырьмя цветами, однако для получения яркого сочного изображения рекомендуется использовать шесть цветов. Марку и тип чернил подбирается под свойства материала, на который планируется нанести рисунок. Чернила для керамики не подойдут для текстиля и наоборот. Выбор чернил – важный этап в сублимационной печати на одежде, так как от правильной подобранной краски будет зависеть, как долго прослужит вещь, и не сотрётся ли печать после первой стирки. Для каждой ткани ведется индивидуальный подход подбора чернил. Сублимационная бумага бывает двух видов – матовая и глянцевая. И тот и тот вариант подходит для всех поверхностей, выбор зависит от желаемого финиша. Скотч – достаточно важный атрибут в процессе сублимационной печати. Стоит обратить внимание на то, что он должен быть термостойким. Термопрессы используются только на одном этапе в непрямой сублимации и бывают следующих видов:
- Специализированные.
- Многофункциональные.
- Бейсболочные (используется при изготовлении головных уборах).
- Плоские (более экономичные, чем предыдущие варианты, часто используются при переносе рисунка на одежду).
- Фигурные (тарелочные или кружечные прессы,. Используются для печати на керамике).
Важная особенность при работе с фигурным прессом – посуда должна быть предварительно прогрета. В противном случае из-за больших перепадов температур материал может дать трещины.
Какие поверхности подходят для сублимационной печати?
Самый популярный тематический запрос в интернете в 2023 году– сублимационная печать на футболках. На сегодняшний день самая ходовая печать на текстиле. Стоит заметить, что не все ткани и полотна подходят для получения качественного изображения методом сублимации. Чем пористее ткань, тем глубже чернила проникают вглубь материала. К пористым тканям с текстильными плетениями относится атлас, английский блэкаут и бэклайт, габардин, сатин. Особенность атласа – глянцевая поверхность, легкий отблеск. Этот материал достаточно дорогой, износостойкий, хорошо себя показал в сублимационной печати. Английские полотна трехслойные предназначены для изготовления штор, абажура, внутреннего оформления интерьера. Сублимация на этих тканях передает четко цвет и яркость. Габардин долго сохраняет напечатанное изображение. Сатин используется в изготовлении постельного белья или флагов. Материал имеет примесь синтетических волокон, поэтому подходит для сублимации. Печать на одежде методом сублимации также может использоваться на таких тканях, как дорогой шифон, тончайший шармус, итальянская таффета, оксфорд, дешайн и другие. Однако в работе с таким тонким и капризным материалом нужно быть предельно осторожным и скрупулезно подбирать чернила и бумагу. Сублимационная печать на трикотаже тоже возможна. Среди полотен с трикотажным плетением лучше всего показали себя в работе бифлексу, приме, рибане, сэндвичу. Эти эластичные ткани чаще всего применяются в изготовлении белья, купальников, карнавальных костюмов и так далее. Цвет материала имеет большое значение при сублимационной печати на одежде, так как чтобы цвет изображения не исказился на финише, ткань лучше брать однотонную и светлую. В противном случае напечатанная картинка будет не соответствовать своему электронному эскизу.
Плюсы сублимационной печати
К преимуществам сублимационной печати на одежде можно отнести следующие ее свойства:
- экологичность метода;
- высокоточное изображение, 100% передачи;
- высокая скорость печати;
- несложный технологический процесс;
- печать не требует промывки;
- тираж возможен от 1 единицы до печати крупных партий;
- стойкость красок к механическим воздействиям;
- невысокая стоимость продукта на выходе.
За счет таких особенностей, как высокая скорость печати (Вы можете получить свой заказ в день оформления покупки), доступность цен готовых изделий и четкости изображения, сублимационная печать стала такой популярной сегодня. Почему сублимацию применяют при изготовлении флагов? За счет глубокого проникновения молекул чернил в поры ткани возможно получить двустороннюю печать. На некоторых синтетических тканях обычные способы покраски просто не работают, и в таких случаях сублимация – единственный на сегодняшний день способ покраски таких тканей.
Минусы сублимационной печати
Естественно, как и у любой методики в сублимационной печати имеются свои недостатки. Среди минусов сублимации следует отметить высокое влияние внешней среды (влажность, температура воздуха) на процесс переноса изображения. При печати на одежде следует выбирать ткань только светлого цвета. В случае, если используемый материал будет полностью натурального происхождения, без примеси синтетических волокон, качество печати значительно упадет. Если Вам необходимо получить стойкое изображение на вещи, которая будет подвергаться постоянной эксплуатации, следует более избирательно подойти к выбору текстиля (светлый цвет, лучше всего белый, процент содержания синтетики – больше 50%). В случае, когда Вам нужно декоративное временное изображения, вышеперечисленными условиями конечно можно пренебречь, для Вас сублимационная печать подойдет и для натуральной ткани.
Как повысить качество сублимации?
При выборе температурного и временного режимов можно воспользоваться технологическими картами, однако лучший способ подобрать оптимальную температуру и время – методом проб и ошибок. Специалисты советуют протестировать различные комбинации температуры, давления и времени, чтобы выяснить оптимальные условия для Вашего принтера, чернил, термопресса и самого изделия. Необходимо провести ряд пробных печатей, каждый раз изменяя один из параметров, чтобы отследить как он влияет на конечный результат. На начальном этапе лучше вести журнал давления, времени, температуры. Это облегчит Вам дальнейшую работу, когда запустите полноценное производство печати на одежде методом сублимации. Не стоит забывать о такой важной процедуре, как калибровка термопресса. Чтобы получить наиболее точный результат специалисты советуют использовать сверхчувствительные тестовые полоски, а не температурные пистолеты. Следует придерживаться одного вида и производителя бумаги, так как различия бумаги приводят к потере качества печати на готовой продукции. Чтобы компенсировать погрешность при переносе изображения под прессом, следует распечатать рисунок на пару миллиметров больше размера подложки. Чем выше температура, тем меньше времени затрачивается на печать на одежде методом сублимации. Если не уменьшить время нахождения бумаги и подложки под прессом, а температуру увеличить, то скорее всего, изображение получится нечетким, бумага начнет гореть и деформироваться. Более того, неграмотное комбинирование параметров температуры и времени может привести к тому, что сублимационная печать не передаст изображение на поверхность материала. Если изображение на готовой продукции нечеткое только в некоторых выборочных областях, то нужно увеличить давление пресса. Очень важно быстро очистить от бумаги готовое изделие, пока оно не остыло и не допустить соприкосновение с чем-либо. Пока поверхность горячая после сублимации, она очень чувствительна и изображение легко повредить. При сублимации нельзя пренебрегать использованием термостойкого скотча. Изображение нужно закреплять на поверхности изделия, чтобы бумага не сдвинулась во время нагревания. В случае неплотного прилегания бумаги к рабочей поверхности может возникнуть размытие или эффект тени. Погрешность на напечатанном изображении может оставить любая мелкодисперсная частичка пыли. Поэтому рабочее место следует держать в чистоте и не допускать попадания пыли и грязи на поверхность. Если соблюдать вышеперечисленные советы по работе с сублимационной печатью Ваше производство быстро выйдет на крупный тираж.
Проблемы сублимационной печати и пути решения
Часто начинающие специалист в области сублимационной печати сталкиваются с такой проблемой, как нечеткость изображения, ненасыщенные тусклые цвета. Причина всегда одна – неправильно подобранные параметры времени, давления, температуры. Для достижения наилучшего результата необходимо последовательно изменить каждый параметр по отдельности. Бывает цвет получается сочный, однако четкости изображения нет. Это свидетельствует о том, что при подаче чернил идет слишком большой объем расхода краски или времени затрачивается больше, чем того требует процесс. Чтобы избавиться от данной проблемы необходимо сократить время печати и попробовать в настройках принтера поменять режим печати. Наши специалисты не один год занимаются сублимационной печатью и понимают пути решения возможных проблем. Предлагаем заглянуть к нам в раздел печать на одежде и в два клика заказать качественную печать.